В соответствии с Указами Президента Российский Федерации В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Концепцией подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 24 июня 2022 г. № 1688-р), Концепцией профильных психолого-педагогических классов, Методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций по открытию классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования» (Письмо Минпросвещения России от 30 марта 2021 года № ВБ-511/08) актуализируется потребность в развитии единого образовательного пространства непрерывного профессионального роста педагогических кадров. Согласно вышеназванным документам, к 2024 году необходимо обеспечить открытие профильных педагогических классов для подготовки квалифицированных педагогических кадров и преодоления дефицита педагогических работников. Для решения указанной задачи необходимо осуществить раннюю профессиональную ориентацию школьников и обеспечить освоение обучающимися отдельных профессиональных педагогических компетенций на уровне среднего общего образования.
Таким образом, на социально-педагогическом уровне актуальность проблемы ранней профессиональной ориентации на педагогические профессии обусловлена требованиями социального заказа общества и потребностями рынка труда в педагогах, мотивированных на успешную профессиональную деятельность.
В ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», руководствуясь Методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций по открытию классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования (Письмо Минпросвещения России от 30 марта 2021 года № ВБ-511/08), были проанализированы варианты создания психолого-педагогических классов. Университет выступил с инициативой открытия психолого-педагогического класса в г. Курске по модели «профильный психолого-педагогический класс в школе». Прошло предварительное обсуждение модели в комитете образования г. Курска. Подготовлено трехстороннее соглашение между комитетом образования г. Курска и ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» и общеобразовательной организацией подготовлено Соглашение о взаимном сотрудничестве по созданию и функционированию классов психолого-педагогической направленности, согласно которому одной из основных целей создания психолого-педагогических классов является формирование образовательной среды, способствующей профессиональной ориентации, всестороннему развитию и социализации личности обучающегося, повышению престижа профессии педагога, и подготовки новых кадров для региона (восполнения дефицита педагогических кадров). На основе подписанного Соглашения психолого-педагогический класс с 1 сентября 2022 г. начинает свою работу в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов им. ПРП. Серафима Саровского» г. Курска.
Сотрудниками университета разработаны учебные планы и программы, предполагающие включение в содержание рабочих программ учебных предметов модулей, связанных с педагогической направленностью. Обучающимся будут предложены спецкурсы: «Педагогический дизайн», «SMART образование», «Педагогическое проектирование», «Психология цифрового обучения».
Образовательные задачи подготовки в психолого-педагогическом классе направлены на:
- формирование у школьников представлений о человеко-ориентированной профессиональной деятельности;
- предоставление возможностей для получения опыта психолого-педагогической и социально-педагогической деятельности (профессиональные пробы);
- развитие у школьников навыков XXI века (в том числе склонностей и способностей к психолого-педагогической деятельности).
Организационные задачи обучения в психолого-педагогических классах связаны:
- с созданием условий для развития субъектности обучающихся через персонализацию профессиональных проб и создание индивидуальных учебных проектов;
- с разработкой и реализацией механизмов целевого обучения по педагогическим направлениям подготовки с установлением преференций для выпускников психолого-педагогических классов.
Реализация этих задач на «входе» в обучение предлагает школьникам пройти «умную диагностику», профессионально-ориентированное тестирование, профессиональные пробы, осуществить знакомство с новыми педагогическими профессиями, обеспечить раннее погружение в педагогическую деятельность, инициировать участие во всех направлениях работы университета (проектной, конкурсной, творческой, научно-исследовательской и др.).
Для выпускников профильных психолого-педагогических классов открываются такие перспективы, как выстраивание индивидуальной личностной и профессиональной траектории, включающей предпрофессиональную вертикаль, поступление на программы бакалавриата педагогического образования по целевому приему. А далее — освоение бакалаврских, магистерских программ, программ непрерывного профессионального образования.
На протяжении всей профессиональной деятельности для выпускников психолого-педагогического класса будет обеспечено их научно-методическое и методическое сопровождение.
В программу подготовки будущих педагогов включено освоение первой рабочей профессии – «Вожатый» с выдачей свидетельства о профессии, что позволит реализовать вожатскую практику на площадке школьных летних лагерей.
В университете имеется высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав для работы с обучающимися психолого-педагогических классов. Преподаватели университета станут руководителями индивидуальных проектов, выполняемых школьниками, помогут им в подготовке «цифровых портфолио».
Кроме того, ученики психолого-педагогических классов смогут стать участниками всероссийской инициативы «Сириус. Лето: начни свой проект» по проектам, одобренным Сириусом для Курского государственного университета. Опыт проектной деятельности в рамках всероссийской программы «Сириус. Лето: начни свой проект» за последние два года позволил включить свыше 100 обучающихся в проектную деятельность совместно с преподавателями и студентами-наставниками.
Лучшие педагоги университета будут оказывать консультативную помощь в подготовке к ЕГЭ для поступления на педагогическое направление обучения.
А на этапе поступления выпускников психолого-педагогических классов ожидают дополнительные баллы и целевой прием.
Следующий этап открывает для будущих педагогов мир «Ядра высшего педагогического образования» с модульными программами, работой на инновационных площадках МДЦ «Артек», практикой в губернаторском лагере, других профильных лагерях. Активности бакалавров будут связаны с освоением таких новых ролей, как тьютор, волонтер-репетитор, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, учитель на замену, вожатый и др.
Уже после 1-го курса выпускники психолого-педагогических классов смогут трудоустроиться в качестве вожатых в оздоровительных лагерях, поскольку у них будут на руках свидетельства о профессии «Вожатый».
Выпускников психолого-педагогических классов ждет наполненная смыслом и интересными делами студенческая жизнь: конкурсы, проекты, олимпиады, гранты, коллективно значимые дела и др. После 3-его курса обучения в бакалавриате выпускники психолого-педагогических классов могут быть приняты на работу в качестве учителей или поучаствовать в проектах «Учитель на замену», «Волонтер-репетитор», «Студент-наставник».
Обучающиеся психолого-педагогических классов, ориентирующиеся на научно-исследовательское направление, в дальнейшем могут включиться в работу научных школ по педагогике и психологии, что обеспечит им вхождение в мир науки.
И после окончания всех уровней образования выпускники психолого-педагогических классов будут включены в программы научно-методического и методического сопровождения педагогов. Для реализации этой цели в университете действуют Федеральная инновационная площадка и Федеральный центр научно-методического сопровождения.
ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» располагает кадровыми, программно-методическими, материально-техническими ресурсами для реализации сетевой формы подготовки обучающихся психолого-педагогических классов региона.
Обучение школьников в психолого-педагогических классах станет успешной стартовой площадкой для их непрерывного профессионального и личностного саморазвития.