Проект «Сириус.Лето» появился в рамках концепции «Умного отдыха», заявленной на совещании у Президента России Владимира Путина 21 мая 2020 года. Программа направлена на то, чтобы школьники в течение лета смогли найти задачу для проектной работы в 2020-21 учебном году, связанную с актуальными, современными проблемами науки, технологии, бизнеса, а также наставника из числа студентов университета, который поможет разобраться в задаче и будет сопровождать школьника в течение всего года.
Цель программы: создание механизма вовлечения талантливой молодежи в работу над актуальными задачами российской науки и бизнеса.
Задачи программы:
• предоставить возможность школьникам найти актуальную для своего региона проектную задачу,
• предоставить возможность студентам участвовать в разработке проекта в роли наставника,
• содействовать эффективному сотрудничеству региональных центров, вузов, индустриальных компаний.
Проектные команды, сформированные из школьников и наставников-студентов, решают задачи на базе университета и при поддержке регионального центра выявления и поддержки одаренных детей «Успех», созданного по модели «Сириуса». Университет создал специальные рабочие места для обучающихся-наставников с помощью региональных программ поддержки студентов во время практики, собственных ресурсов и поддержки Минобрнауки.
В 2020 году в университете разработаны и выполняются 15 проектов. Общая численность задействованных в реализации проекта — свыше 60 человек, из которых 31 студентов-наставников, 34 школьника.
Программы имеют практико-ориентированную направленность. Тематика исследований разнообразна, нацелена на гуманитарную, естественно-научную, физико-математическую, информационную области.
В ходе реализации проектов обучающиеся совместно с наставниками сформулировали актуальность рассматриваемой темы, обсудили цели исследования, определили объект исследования, дали его характеристику и обосновали возможности его использования на практике.
В процессе решения проектных задач обучающиеся продемонстрировали умения грамотно характеризовать основные понятия в области исследования, готовность и способность решать поставленные задачи, умение использовать современные технологии сбора, обработки, интерпретации полученных экспериментальных данных, проектной деятельности.
Обучающиеся на должном уровне владеют цифровыми инструментами, которые используются в ходе решения проектных задач.
Под руководством студентов-наставников формируются следующие компетенции школьников в сфере исследовательской деятельности: анализ, систематизация и обобщение результатов при решении конкретных исследовательских задач, организация, реализация и оценка результатов исследования, применение информационных технологий, организация взаимодействия с членами проектной команды и наставниками, способность анализировать результаты проделанной проектной работы, представлять продукты исследовательской деятельности в цифровом формате.
Обучающиеся получают первый опыт разработки индивидуальных образовательных маршрутов.